Этапы создания единого информационного пространства медицинского обслуживания комплекса ЛПУ
Этап 1
Разработка и установка в головном учреждении комплекса (стационаре) интегрированной распределенной информационной системы для поддержки лечебно-диагностического процесса. Определение модельного (базового) варианта типовой ИС медицинского учреждения, а также ряда основных принципов технологии его адаптации для конкретного медицинского учреждения, развития и модификации системы.
МИС устанавливается в минимальной достаточной комплектации:
- Ядро информационной системы
- Клиническая подсистема
- Аналитическая подсистема
Этап 2
В зависимости от вида учреждения и комплектации ИС могут быть поддержаны специализированные и сопутствующие лечебно-диагностическому процессу области:
- Аптечная система ЛПУ
- Стоматологическое обслуживание
- Система лечебного питания в стационаре и санатории
- Бронирование путевок и расселение отдыхающих в санатории
- Взаимоотношения со страховыми компаниями
- Административная деятельность
- Медицинская библиотека
и другое.
МИС, установленная на этапе 2, комплектуется дополнительными подсистемами и компонентами.
Этап 3
К началу проекта в ЛПУ могут функционировать различные специализированные медицинские системы. На данном этапе следует предусмотреть возможность интеграции в установленную МИС сторонних систем различной специализации и различного уровня охвата автоматизируемой деятельности. При этом сторонние системы могут работать либо автономно, либо в составе МИС, либо в промежуточном варианте.
Этап 4
Развитие проекта предполагает определение второго достаточно крупного медицинского учреждения, на базе которого будет отрабатываться технология адаптации и совершенствоваться типовой вариант системы. Одновременно будет опробована организация взаимодействия между организационно близкими учреждениями, оснащенными МИС одного класса.
Для выполнения задачи развития единого информационного пространства наиболее эффективным выбором в качестве такого медучреждения представляется крупное географически удаленное подразделение госпиталя, компьютеризированного на предыдущих этапах.
Таким объектом может являться Поликлиника. При этом будет отработана схема «ИС, действующая в рамках одного учреждения, крупные подразделения которого разнесены географически», являющаяся самой объемлющей по взаимодействию компьютеризированных организаций.
Этап 5
На данном проекте предполагается информатизация и включение в единое информационное пространство всех ЛПУ, из числа входящих в состав комплекса, которые поддерживают самостоятельную информационную структуру.
При этом лечебно-профилактические учреждения могут быть разного профиля:
- Поликлиника
- Амбулатория
- Санаторий-профилакторий
- Реабилитационный центр
- Дневной стационар
и т.д.
Этап 6
Развитие проекта предусматривает взаимодействие установленных МИС с медицинскими диагностическими приборами различных типов на основе универсальной архитектуры интеграции.
Этап 7
Группа небольших медицинских учреждений (например, здравпунктов), работающих при ЛПУ оснащается специальными модулями ИС, связь которых с БД обеспечена телекоммуникационно. Они автоматизируются путем развития созданного типового варианта ИС при помощи универсальной архитектуры интеграции.
Этап 8
Следующий этап предполагает организацию взаимодействия МИС головного учреждения с мобильными агентами (какими могут являться бригады скорой помощи или помощи на дому).
Этап 9
Организованное на предшествующих этапах единое информационное пространство комплекса ЛПУ дополняется возможностью экспорта/импорта выделенной информации на магнитных носителях, что позволяет задействовать как учреждения, не имеющие достаточной связи с остальными, для работы телекоммуникационно, так и медицинские учреждения сторонних организаций.
Этап 10
Создание единого банка данных с телекоммуникационным доступом для хранения медицинской информации о пациентах. Услуги такого хранилища могут предоставляться ведомственным пациентам, с тем, чтобы интересующая информация могла быть затребована любым медицинским учреждением в России и СНГ, а также мировыми медицинскими центрами, где пациент получает медицинское обслуживание.
Предоставление услуг информационного хранилища может быть организовано на базе идентификационных смарт-карт.
Реализация всего проекта носит итерационный характер. Создание технологии адаптации, а также совершенствование типового варианта МИС происходит в процессе функционирования самой системы в ходе взаимодействия со специалистами автоматизируемых учреждений и сторонними экспертами.